Значение рыночного механизма в регулировании экономики

Значение рыночного механизма в регулировании экономикиОтличительная черта рыночной экономики децентрализованное принятие всех значимых решений. А ее функционирование обеспечивается рыночными отношениями. Все участники рынка мотивируются частными интересами, при этом они не имеют прямой цели поддержки и развития экономики, а также способствуют развитию конкуренции, без которой существование рынка невозможно в принципе.

Задачи и функции рыночного механизма

Рыночный механизм связывает все решения участников рынка и его субъектов в единую систему и выполняет целый комплекс различных функций: образование цен, стимуляцию развития, информирование субъектов и посредническую. Действует же данный механизм основываясь на базовых законах экономики: спрос, предложение, равновесная цена, прибыль, полезность товаров и их стоимость.

Именно спрос и предложение вместе с конкуренцией и обеспечивают само существование рынка как экономического явления. Ориентируясь на спрос и предложение субъекты рынка определяют, что выгоднее всего производить и какая цена должна быть у товаров для наиболее эффективной их продажи. Цены выступают одновременно и в роли источника и носителя информации, сообщая всем участникам рынка данные, которые используются для анализа и принятия важных решений об увеличении или сокращении производства, либо о его полной остановке.

Значение цены в рыночной экономике

Основываясь на информации, полученной от изучения цен, и происходит движение капиталов и трудовых ресурсов внутри отраслей и между ними. Цены делятся на несколько типов, в зависимости от предпосылок к их возникновению.

  • Монопольная цена появляется в том случае, если кто-то из участников рынка занимает выгодную нишу, опередив возможных конкурентов, и какое-то время может единолично диктовать собственные условия.
  • Ценой внедрения называется понижение цен на какие-либо группы товаров с целью повышения их популярности и завоевания определенного сегмента рынка.
  • Лидерская цена появляется в том случае, если группа участников рынка принимает совместное решение не определять цены самостоятельно, в зависимости от обстановки, а ориентироваться на предприятие, лидирующее в данном сегменте.

Не менее важным инструментом рыночного механизма является конкуренция. В совокупности с ценами конкуренция стимулирует развитие предприятий, которые стремятся к повышению качества своих товаров, а также к наиболее полному удовлетворению спроса.

Помимо ценовой, существует и так называемая неценовая конкуренция. Она заключается в повышении качества рекламы, организация различных маркетинговых мероприятий, выставок, распродаж и других подобных комплексов мер.

Неценовая конкуренция косвенного способствует развитию таких сегментов рынка, как маркетинг и реклама, являясь стимулирующим и положительным явлением рыночных отношений. Благодаря существованию рыночного механизма обеспечивается товарное разнообразие, создается благоприятная среда для потребителя и развивается производство.

Добавить комментарий

Top