Концептуальные выводы политики экономического развития

 Концептуальные выводы политики экономического развитияАнализ положений экономической теории относительно факторов долгосрочного экономического развития дает возможность сделать несколько концептуальных выводов, которые предлагается применять в качестве методологической основы политики экономического развития.

Основной задачей такой политики является эффективное сочетание экономических факторов (капитала, рабочей силы, технологий) для роста реальных доходов в долгосрочном периоде.

Общеизвестно, что низкая норма сбережений и высокая реальная процентная ставка не способствуют накоплению капитала и поэтому не создают основы для долгосрочного экономического развития.

Именно эти макроэкономические индикаторы должны быть базовыми параметрами при разработке государственной финансовой политики экономического развития. Вопрос в том, каким образом государство может влиять на эти показатели и какой уровень государственного вмешательства в экономику будет максимально способствовать этому.

Экономическая политика, направленная на стимулирование частных сбережений, будет целесообразной в стране с эффективным финансовым рынком, как считают последователи неоклассического направления экономической мысли. На основе этого положение развито целое направление экономической науки, исследующее взаимосвязи между уровнем развития сектора финансовых корпораций и экономическим развитием. Концептуальным недостатком этого подхода является его односторонность или рыночный центризм, когда сектор финансовых корпораций и финансовый рынок ставится в центр финансовой системы. Сектор финансовых корпораций как механизм трансформации сбережений в инвестиции действительно можно считать основным (центральным) звеном финансовой системы. Однако этот сектор не является фактором экономического развития, хотя и играет важную техническую роль в финансовой системе.

Концепция о целесообразности расширения государственного участия (государственный центризм) в инвестиционном процессе (прямое и опосредованное — через регулирование нормы процента) базируется на положении о неэффективности рыночных механизмов трансформации сбережений в инвестиции с позиций кейнсианства.

Оба направления (либеральный, рыночный центризм и кейнсианский государственный центризм) сходятся при определении равновесной нормы процента, что должна максимально приближаться к фактической доходности в реальном секторе. Нет также существенных разногласий и в определении оптимальной нормы сбережений. То есть основными факторами экономического развития в долгосрочной перспективе признаются оптимальная норма сбережений (на уровне 25-30% ВВП) и соответствующий уровень ставки процента, максимально приближенный к уровню доходности (капиталоотдачи) в реальном секторе. По сути, и либеральные, и кейнсианские подходы базируются на одинаковых критериях оптимальности. При этом первые считают, что оптимальный уровень устанавливается автоматически. Другие — государство призвано обеспечить этот оптимальный уровень разнообразными формами регулирования.

Добавить комментарий

Top